Page 726 - index
P. 726
этим способом избегли бы явного разномыслия, которое неминуемо должно было уменьшить со стороны Порты чувство уважения к европейскому согласию.
Но эти оттенки мнений изглаживаются перед взаимным жела нием обоих кабинетов достигнуть соглашения, как о том заявляет главный государственный секретарь ее британского величества. Для нас это составляет существенное условие, а потому мы увидели с ис тинным удовольствием, что лондонский кабинет отступил от того пол ного воздержания, которому он как бы имел намерение следовать во время отправления депеши лорда Дерби, приняв после того на себя почин предложения о созвании к конференции, с определением для нее оснований и способа действий. Мы присоединились к нему с полнейшею готовностью и лондонский кабинет может рассчиты вать на наше содействие для достижения путем соглашения миролю бивого разрешения настоящего кризиса.
Именно потому, что мы воодушевлены искренним желанием доброго соглашения, считаем мы своим долгом указать чистосердечно и без всякого умолчания на те пункты, которые разделяют наши воз зрения от взгляда главного государственного секретаря ее британ ского величества относительно настоящего положения вещей.
Оба кабинета согласны в необходимости восстановить мир на Востоке и сохранить его для Европы, положив пределы плачевному состоянию Турции. Лорд Дерби признает также, как и мы, что для достижания твердого и продолжительного умиротворения необходи мо улучшить истинным образом положение христианских поданных султана, посредством преобразований действительных и практиче ских. Он равномерно признает, как и мы, недостаточность преобра зований на бумаге и неизбежную необходимость гарантий по их ис полнении.
Мы расходимся в мнении только относительно средств к осу ществлению этой цели, общей для целой Европы.
Лондонский кабинет хотел бы это согласить с буквою постано влений, заключенных в другие времена, в другом положении, с дру гими мыслями, не принимая во внимание истекшие двадцать лет и принесенного ими тяжелого опыта.
Этот опыт доказал самым очевидным образом, что действие европейских держав в Турции обрекло само себя на бессилие по становления, разорительного для нее и для ее христианских поддан ных, бедственного для всеобщего мира, возмутительного для чувства человечности и совести христианской Европы, порядка, которому Порта следует в течение двадцати лет с уверенностью в полной без наказанности.
Несколько раз великие державы вынуждены были отступить от этих постановлений, вмешиваясь непосредственно в дела Турции, а именно: в Сирии, соединенных княжествах, Сербии и Кандии; при чем их действие получало результаты частные и временные.
Но основные причины зла, существуя постоянно и обобщаясь, неминуемо должны были, рано или поздно, привести к тем послед ...
Что же касается личных видов России в преследовании этой це ли, то они чужды всякой затаенной, исключительной мысли; самые
724