Page 725 - index
P. 725

 обеспечение миролюбивого разрешения восточных затруднений, и мы прежде всего позаботились обратиться о том к лондонскому кабине­ ту. Предвидя с августа месяца прошедшего года опасности зарож­
давшегося восстания и опасаясь его превращения в восточный вопрос, я поручил вам, в Вевэ, обратить на это внимание английского кабине­ та по вашем возвращении в Лондон. Но в это время британское пра­ вительство не придавало этому делу подобающего значения.
Австро-Венгрия, более непосредственно заинтересованная, приня­ ла предложение о нашем содействии для предупреждения указаных
опасностей и условилась с нами относительно предложения великим державам умиротворительных мероприятий.
Изложенный проект в депеше графа Андраши, от 30 декабря (1875 г.), получил поддержку со стороны английского кабинета, хотя он и был признан недостаточным; таким образом, было положено основание всеобщему соглашению, которого мы желали.
Но когда опыт доказал, что выработанный в Вене проект пре­ образований был неисполним по недостатку практических средств осуществления, и когда три императорские двора предложили вели­ ким державам развить эту программу с добавлением к ней устано­ вления гарантий, изложенных в Берлинском меморандуме, то лондон­ ский кабинет счел нужным отвергнуть эти предложения, не входя в их рассмотрение, не входя в их обсуждение и не заменив их ника­ ким другим предложением.
Так был прерван труд умиротворения и соглашения, достиже­ нию которого мы содействовали и последствия этого оказались ужас­ ны.
Начиная с этого времени, императорский кабинет не пренебре­ гал ничем, что от него зависело, для восстановления общего согла­ шения, и он присоединился к большей части предложений, сделанных Англиею. Если между обоими кабинетами проявились некоторые от­ тенки разномыслия в том или другом положении переговоров, то это зависело от самих обстоятельств, а не от намерений кабинетов. Нам приятно найти тому доказательство в тех попытках, по которым они не могли прийти к соглашению, т.е. относительно военной и морской экзекуции и шестимесячного перемирия.
Что касается первого обстоятельства, то, предлагая соединить военную экзекуцию со входом эскадр в Босфор и даже ограничить эти меры одним занятием морскими силами проливов, если бы то было признано достаточным, императорский кабинет этим доказал свое полное бескорыстие и свое особенное уважение к Англии, есте­ ственно призываемой к преобладающему участию во всяком морском действии.
По второму вопросу, императорский кабинет не счел себя вправе налагать на Сербию и Черногорию такого рода условия, которые кло­ нились бы к продлению их трудного и тяжкого положения, не пред­ ставляя им никакого обеспечения в достижении мира справедливого и твердого.
Если бы лондонский кабинет обменялся с нами мыслями прежде выражения своего согласия относительно этого предложения, то мы откровенно изложили бы ему наш взгляд на дело и, может быть,
46*
723






















































































   723   724   725   726   727