Page 713 - index
P. 713
Ваша светлость изволили выразить некоторое сомнение в пользе посольства в Константинополь сербского и черногорского агентов, и князь поэтому воздержался предложить это сербскому правитель ству и положил ожидать прежде всего ответа на его предложение о соглашении на поприще возможной дипломатической деятельности. Кроме того, мы тогда же узнали о поражении сербов при Джунисе, которое сделало вероятно весьма сомнительным согласие Сербии на посылку кого-либо в Константинополь, хотя бы даже с официальным характером.
В настоящую минуту, отказавшись от переговоров, предлагае мых Констаном, князь решил ожидать спокойно развития дела, на деясь, что за невозможностью хлопотать самостоятельно об интересах Черногории, он найдет в императорском правительстве покровитель ство и участие к этим интересам и что вследствие нашего предста вительства возможное будет сделано для Черногории, если дело кон чится миром.
В надежде, что интересы Черногории не будут оставлены импе раторским послом в Константинополе, князь поручает мне предста вить вашей светлости, что в случае мирного исхода переговоров он не смеет надеяться на такое увеличение территории, которое имело бы решительное значение для политического положения Черногории в Европе или наносило бы действительный ущерб принципу инте- гритета Оттоманской Империи. Желания его в таком случае весьма скромны. Он считает только необходимым округлить границы Чер ногории, сделать их более естественными и безопасными в военном отношении и, наконец, открыть Черногории доступ к морю, выведя ее из такого положения, в котором она должна опасаться всякого каприза своих соседей, которые притом понатуре своей очень ка призны.
Турки в принципе допускают увеличение границ Черногории, хотя и желают сделать эту уступку таким образом, чтобы купить за нее бездействие Черногории в дальнейших судьбах Балканского полу- острва, но турки даже и с этою целью думают купить себе большие выгоды слишком ничтожной ценою. Судя по разговору Костана с князем, ему может быть уступлено — округи Пивы, Васоевичей и Кучей по рекам Лим и Тара, протекающим между Сербиею и Черно- гориею. Констан обещает и порт Спицу. Но эти уступки слишком нич тожны, были бы только бременем для Черногории, а не пользою. Ей необходимо нужно избавитлься от кошмара, вечно тяготеющего над нею и задерживающего всякое развитие страны, то есть приобрести земли около Служа по реке Мораче и Никшич.
Австро-венгерский агент, отправляясь в Вену, уверял князя, что его правительство принимает к сердцу увеличение Черногории, но размер этих увеличений в планах этого агента скорей подходит к ту рецким, по той причине, что Турция не согласилась бы на уступку крепостей. Никшич еще не взят — но уступка его представляет, по мнению агента, менее затруднений, чем уступка Служа, ибо на укре пление территории вокруг этой крепости Турция сделала огромные издержки. Агент спрашивал князя, не согласится ли он произвести как бы покупку этой территории не прямо за деньги, которых у Чер
711