Page 712 - index
P. 712
Так как во всяком случае при решении общих вопросов част ный интерес Черногории однако не мог быть оставлен князем в пре небрежении, то он желал послать своего официального представи теля при конференции, даже если бы она собралась в Константино поле.
Если перемирие должно привести к миру, причем округление границ Черногории должно было бы осуществиться, для княжества этого всякое приобретение было бы важно и полезно, ибо опыт до казал, что оставаясь при прежних обстоятельствах и при соблюде нии status quo в Турции, существование Черногории будет еще бо лее невыносимо, чем прежде, если ее территория не изменится. Раз мер этих приобретений князю было бы трудно определить на Цети не, будучи изолированным от европейской дипломатической жизни и для этого ему необходимо было бы стать с нею в непосредственные соприкосновения.
Черногорский посланец мог бы при том официозным образом ходатайствовать за свою страну, способствовать уяснению тактиче ских вопросов, касающихся Черногории, и даже помочь, может быть, практическому применению вопросов, касающихся восстановления на новых началах христиан, особенно в Герцеговине. Принимая в со ображение военные успехи Черногории, посланец ее мог бы надеять ся даже на успех своих усилий, ибо в принципе все, даже турки, по-видимому согласны на изменение черногорских границ, а также и признают практическое влияние Черногории в Герцеговине.
Кроме того, отправление такого агента в место собрания кон ференции практически подчиняло бы черногорский вопрос решениям европейских представителей и избавляло бы князя Николая от от дельных попыток и Турции, и Австрии отделить ее от общего дела, попыток, которые очень осложняют и затрудняют его политическую роль, постоянно без пользы его компрометируя. Конечно, обращение к конференции упростило бы положение Черногории и сделало бы его более ясным.
Но для князя было невозможно послать, особенно в Константи нополь, черногорского агента, если бы Сербия не послала своего, по весьма понятным причинам. Мир, устроенный для Черногории даже конференциею при участии только черногорского агента, все-таки казался бы обособленным миром и нарушил бы союзные отношения с Сербиею, а таким образом принес бы ущерб будущности всего дела в принципе. Кроме того, конференция могла бы согласиться с Турциею специально по черногорскому вопросу и не прийти к со глашению по остальным, особенно по сербскому; тогда что бы стал делать князь со своими ничтожными в сущности приобретениями, отстраняющими его, однако, от общего вопроса, в котором он ни в каком случае не желал бы потерять всякое значение? Малые приоб ретения для Черногории возможны и полезны только в таком слу чае, если перемирие кончится действительно миром и восстановле нием status quo на Востоке.
Чтобы сообразоваться однако с намерениями императорского правительства, князь поручил мне просить вашу светлость сказать ему по этому поводу ваш совет, дабы, в случае переговоров с Сер биею, иметь основание в нем для дальнейших действий.
710