Page 715 - index
P. 715

 мыми или косвенными путями отделения Черногории от общего хри­ стианского вопроса. Для этого употреблялись им всевозможные ин­ триги, которые не заслуживают, по мелочности, быть доведенными до сведения вашей светлости.
При добрых отношениях наших к Австрии, при желании России не идти вразрез с ее интересами, такие подземные дипломатические мины были бы непонятны, и часто беседуя с князем о них, мы при­ писывали их личной желчной страстности неопытного дипломата, отражавшегося когда-то против нас в рядах войск Гергея; но с дру­ гой стороны, этот же самый Тёммель жаловался часто на нерешитель­ ность и на привычки к бесплодной изворотливости своего кабинета, которые заставляют агентов его часто играть двусмысленную роль.
Но г. Тёммель никогда так категорически и ясно не высказы­ вался, как в последней аудиенции у князя, которая так удивила его светлость, что он тотчас же прислал за мною, чтобы передать его разговор с этим агентом.
Г. Тёммель еще раз настаивал, чтобы князь согласился с турка­ ми (Констан был еще на Цетине), обещая содействие своего прави­ тельства; но получивши категорическое заявление князя, что он пре­ доставляет себя в распоряжение конференции в Константинополе, г. Тёммель, предварительно взяв слово с князя оставить их разговор в секрете, спросил его светлость, за какие уступки он может обещать свой нейтралитеят в случае войны между Россиею и Австрией. Князя удивил таковой вопрос, ибо по ходу дел до сих пор его менее всего было ожидать. Князь отвечал, что с таковою целью он не согласится ни на какие сделки, и спросил Тёммеля, на чем он основывает свои предположения о таковой случайности, как война между Россией и Австрией. Тёммель отвечал, что по его соображениям конференция не приведет к мирному результату, ибо Россия будет стараться до­ биться автономии Боснии и Герцеговины и желает занять Болгарию, между тем Турция не может согласиться на автономию, обставленную такими гарантиями, которые уничтожали бы принцип верховной вла­ сти Порты в этих провинциях. Эта же автономия была бы для Австрии до того невыгодна, что на этом пункте она, вероятно, не согласится с Россиею. Притом г. Тёммель уверял, что Россия завладела нравствен но Сербией» и что идея ее сделать из Сербии королевство или рас ширить ее владения также противна интересам Австрии.
Князь, как мне передал его светлость, старался уверить г. Тём­ меля, что, по его мнению, Россия желала бы согласовать вопрос об улучшении участи христиан на Востоке и о преобразовании Турец­ кой империи с интересами Австрии, и что он не думал о возможно­ сти быть в необходимости выбирать между Австриек» и Россиею, ибо не предполагал возможности столкновения между ними.
Затем г. Тёммель просил князя сказать ему откровенно, думает ли он, поскольку может судить, что Россия, не надеясь кончить дело дипломатическим способом объявит Турции войну. Князь ему сказал, что напротив, он скорей склонен думать, что Россия употребит все средства привести дело к результату мирным способом, и что по­ скольку он может судить, предполагал бы даже, что Россия совер­ шенно не предвидит возможности войны, ибо оставляет его, князя,
713




























































































   713   714   715   716   717