Page 711 - index
P. 711

 ства. Сербия совершенно парализована как возможный соперник Ав­ стрии на этом поприще — остается одна Черногория, имеющая и положительное влияние, и положительную силу для действия на про­ странстве Герцеговины. Оккупация этой провинции австрийскими войсками трудно была бы исполнима практически по этой причине, но и нравственно была бы почти невозможна, пока Черногория уча­ ствует в общем деле и пользуется покровительством России. Поэтому заранее отделить ее и удалить от вопроса и от возможного соучастия в разрешении его, весьма может быть выгодно для этой державы, — тогда и Герцеговина, подобно Боснии, сделалась бы tabula rasa без естественных претендентов на нее, а вместе с тем и узкий берег Дал­ мации от Наренты на юг тоже получил бы свое Hinterland.
Как бы то ни было, все это предполагает, а вместе внушает и Черногории, что перемирие не безусловно должно вести к миру и что объяснения, которые даются князю Николаю, будто Россия пре­ пятствует установлению мира и общему соглашению, только претекст, придуманный для того, чтобы объяснить как-нибудь благодетельные хлопоты около интересов Черногории.
АВПР, ГА-749.
426.
ИЗВЈЕШТАЈ ЈОНИНА ГОРЧАКОВУ
Прихваћено примирје на енергичан захтјев руске владе ставило je књаза Николу у положај да реално просуди о својој дипломатско-по- литичкој позицији и дође до увјерења да би сваки сепаратан преговор о коначном миру био на штету општих интереса, интереса Србије, херцеговачких и босанских устаника па и саме Црне Горе.
Цетине, 30 октября/11 ноября 1876 года, 3549.
Установление перемирия должно было поставить князю Нико­ лаю вопрос, что делать во время этого перемирия ввиду переговоров о мире. Собственно, для Черногории представлялась возможность трактовать прямо с турками, почти с верной надеждой на успех, но князь давно уже отказался от этой мысли — союзные отношения к Сербии, обязанности к христианам Герцеговины, которые вручили свою судьбу в его распоряжение, заставили князя желать разреше­ ния и вопроса черногорского от постановлений Европы, ибо ни он, ни Черногория не могли бы воспользоваться маленькими приобрете­ ниями иначе как по решению Европы, которая в то же время при­ знала бы, что должное было сделано и для христиан востока, и для Сербии.
Перемирие, установленное вследствие русского ультиматума, ко­ торый расширял и обобщал вопрос, окончательно утвердило князя в этом намерении и первым его поступком было обращение к серб­ скому правительству с предложением согласиться насчет образа дей­ ствий заодно на дипломатическом поприще во время конференции, собрание которой ожидалось во время перемирия.
709

























































































   709   710   711   712   713