Page 90 - index
P. 90
d’un plenipotentaire (sic!) dont la mise en scène en ce moment ne men- quera pas d'encourager la résistance des insurgés. Mais plus encore je condamne la clause de l’article IX du traité d’alliance engageant ies parties contractantes à travailler en commun au soutien de 'insurrection.
En s’entretenant avec moi au sujet de cette clause, le Prince Milan eut même le courage de s’en avouer l’auteur, ce qui m’imposa le devoir de lui objecter qu’un engagement semblable, contracté entre deux Princes Chrétiens juste à l’époque où l'Europe entière était unie dans une même oeuvre padificatrice, mériterait pour ie moins d’être taxé de témérité.
АВПР, ГА-268.
49.
ИЗВЈЕШТАЈ ЈАСТРЕБОВА ИГЊАТЈЕВУ
Султанов фермам je примљен равнодушно. Пошто je добијао контроверзне извјештаје о догађајима у Херцеговини, Алипаша je лично дошао и увјерио се да je војска y лошем стању. Након ове посјете предложио je Порти да призна Црној Гори независност, на шта Порта не даје никакав одговор. Велики везир je послао садржај ноте грофа Андрашија о амнестији устаника, али они нијесу вољни да je прихвате.
Мостар, 9 февраля 1876 г.
Ваше превосходительство Николай Павлович,
Фирман, изданный его величеством султаном 30 ноября (12 де кабря) минувшего года с целью ввести благодетельны реформы в им перии, обнародован был и здесь в православной церкви здешним ми трополитом. Этот фирман выслан был ему патриархиею для той цели чрез генерал-губернатора, чтобы народ знал и о результате перегово ров с Портою шести европейских держав, Али-паша вручил митропо литу копию с предписания ему Садразама объявить и добавочные реформы заключающиеся в ноте графа Андраши. И фирман, и копия с этой телеграммы прочитаны были вчера в церкви в сербском пере воде. Слушатели отнеслись к этому чтению весьма равнодушно. Они ждали с нетерпением чего-то большего, потому на лицах их и в ре чах просвечивает разочарование. „Сколько раз читали нам такие фир маны, — говорят они, — сколько раз обещали нам и равенство и бла гополучие заодно с мусульманами, а на деле мы не видели ничего подобного, и теперь будет то же с этими реформами, что было и с те ми, которые обещались и прежде ..."
Едва ли можно строго порицать христиан за подобный отзыв о серьезном, по-видимому, желании Порты ввести, наконец, реформы, давно желанные для христианского1 народонаселения, когда и Али
паша сам сомневается в достижении цели. Да, по приезде своем сю да познакомившись с положением страны, Али-паша не скрывает, что ввести здесь реформы в полном их объеме не так легко, как это думают в Константинополе. Он не обольщает себя иллюзиями на этот счет и не далек от мысли, что лучше отказаться от занятого им поста, чем потерпеть фиаско. Он недавно здесь, но уже убедился, что нет для него надлежащих помощников даже для исполнения администра
88