Page 80 - index
P. 80
Говорить восставшим, чтобы они положили оружие и возвра тились по домам, положившись на обещание Порты, невозможно, ибо этим обещаниям нельзя верить и потому главное, что восставшим возвратиться некуда — страна окончательно разорена и до сих пор разоряется; на днях еще пребывание в Попове-поле войска Мухтар- -паши ознаменовалось бесполезным для турок сожжением одиннад цати деревень, уцелевших до сих пор
Устроить в Черногории более строгий нейтралитет, чем тот, ко торый существует по отношению к восстанию со стороны австро- -венгерских владений тоже невозможно. Это только еще более возбу дило бы народ, порывавшийся уже в Черногории к бунту в Речкой и Црничкой нахиях.
Почти нет также сомнения, что такого рода действия со стороны Черногории удвоили бы деятельность со стороны Далмации и Хорва тии, а может быть и Сербии, так что князь Николай только компро метировал бы себя, но бесполезно для сущности дела.
Для успешности действий в этом смысле нужно, чтобы европей ское давление получило бы свое практическое применение, чтобы оно могло представить осязательные гарантии христианам в том, что их положение в Турции изменится. Одно только более строгое отно шение Австро-Венгрии к восстанию вряд ли будет достаточно, народ ные страсти слишком раздражены в самих пограничных австро-вен герских провинциях, и строгость эта может или произвести револю ционное движение или необходимость военной оккупации, чего в Чер ногории одинаково боятся и что может побудить и Черногорию вы ступить из своих границ.
Будет ли принят Портою проект графа Андраши или нет, пока в Боснии и Герцеговине будет также беспорядочное движение, как теперь, блуждание шаек по опустошенной стране, постоянно более и более раздражающиеся страсти, быстрое практическое применение его невозможно, никто не будет знать с кем прежде говорить, к кому обратиться, с чего начать, — деморализированные турецкие войска будут таким же непреодолимым препятствием для мира, как и шайки восставших, которые не в состоянии положить оружие, которые мо гут убежать из страны, но не предаться. При том нужно именно бы строе применение миролюбивой политики Европы — весьма может представить новые компликации и вероятно их представит.
Народное движение, неудачные попытки дипломатии, обессиле ние авторитетного начала в Белграде и Цетине могут слиться в такой хаос, который может все увлечь или расстроить — эта перспектива пугает князя, он в ней не видит выгод ни для Черногории, ни для Сербии, а только разве для Австро-Венгрии.
Таковы практические переплетения, вследствие которых князь пока бессилен действовать непосредственно и прямо в смысле мира, — необходимо устранение этих препятствий, иначе дело по необходимо сти должно остаться со стороны Черногории в status quo.
Ввиду всех этих обстоятельств князь сообщил мне план, кото рый я уже имел честь представить императорскому министерству и который в настоящую минуту действительно возможен.
78