Page 720 - index
P. 720
Албания переживает теперь, сама того не зная, решительные ми нуты. Теперь или никогда должна она решить, останется ли она вер ною Турции или же свергнет с себя мусульманское иго.
Турция, выводя свои войска из Албании, решилась, по-видимо му, предоставить ее самой себе. Турция уверена, что албанцы пред почтут оставаться ее номинальными подданными, нежели стать равно правными и настоящими подданными Черногории и что в случае по пытки черногорцев завладеть Албаниею, они должны будут шаг за шагом отвоевывать страну, встретят везде сильнейшее сопротивление и наконец, даже в случае успеха, должны будут по приговору Европы оставить землю, где само население противится их пришествию и пред почитает турецкое иго.
Эти рассуждения, которые, по моему скромному убеждению, заставили Порту вывести большую часть войск из Албании, совер шенно справедливы что касается неприязненных отношений албан цев к Черногории, но турецкое правительство упустило из виду одно обстоятельство, которое однако же может совершенно разрушить его расчеты — это именно возможность восстания самой Албании без прихода туда черногорских войск.
Возможность этого и в голову не приходит здешним государ ственным людям; по их словам албанцы самые верные подданные султана! При настоящих обстоятельствах, однако, и при дальнейших усложнениях, восстание Албании, мне кажется, не подлежит сом нению.
Семейство Доде с Пренк-Додою, мирдитским мутесарифом во главе, конечно, не упустит сего удобного случая завладеть наследием Скандербега. То, чего албанцы не сделали бы для Черногории, они сделают, без всякого сомнения, для Пренка-Доды, имеющего в гла зах всех их громадный престиж.
Пренк с самого своего приезда подготовляет албанцев к мысли о восстании — несколько племен, пограничных с Мирдитиею, уже объявили себя готовыми следовать за нею, с другими же ведутся пе реговоры, которые обещают кончиться благоприятно для замыслов Пренка. Только благодаря влиянию Пренка Албания не помогла тур кам в войне с Черногориею.
Все это брожение более или менее общеизвестно, одна только власть не знает или игнорирует это положение вещей и не прини мает никаких мер, основываясь на заверениях своего оракула, здеш него английского консула, который совершенно чистосердечно верит в невозможность восстания.
Лучшего момента для восстания Албания никогда не дождется: войска уйдут, Турция занята приготовлениями к более серьезной войне, в Европе Албания не без друзей (Италия, как вашему прево сходительству угодно будет припомнить из моего донесения от 17 ав густа с.г., No 118, старалась помочь албанцам напасть на мысль об от делении от Турции, обещая свою поддержку).
Трудно, конечно, предвидеть, какие последствия будет иметь восстание Албании, но во всяком случае нет сомнения, что в скором времени на решение Европы предстанет еще один вопрос албанский.
718