Page 655 - index
P. 655
тельному результату, то, смотря по обстоятельствам, но уже с более основательным расчетом, продолжать войну или заключить мир, хотя бы продиктованный необходимостью.
Но, с другой сторны, во всяком случае шестимесячное переми рие, даже для истощенной Черногории, не представляло никакой выгоды, а напротив, видимый ущерб. Быть в продолжении столь долгого времени в неопределенном положении было бы хуже самой войны без средств, и князь решился постараться избегнуть таковой перспективы, не думая впрочем, что иностранные агенты будут энер гически настаивать на принятии им предложений Порты.
Первое сообщение по этому поводу сделал князю итальянский агент. Его первые инструкции были однако не в таком тоне, который позволил бы ему настаивать. Это было простое сообщение для пере дачи князю с оговоркой, что итальянское министерство не решило во проса и ждет официального сообщения Портою условий перемирия. Ио на другой день английский и австрийский агенты получили ин струкции, по-видимому, в более решительном смысле, и итальянский агент совершенно присоединился к нам.
Конференция этих агентов с князем продолжалась очень долго и его светлость должен был выдержать совршенную атаку, в кото рой его старались более всего не столько склонить на положитель ный ответ, сколько запутать.
Сущность требований и доводов, на которые налегали особен но австро-венгерский и английский агенты были следующие.
Князю говорили, что так как Россия не поддерживает предло жения Порты, то и Сербия вероятно его отвергнет; но положение Сербии совршенно другое, чем Черногории, с которою Порта без тру да и даже с удовольствием могла бы заключить скорый и выгодный мир, несмотря на долгий срок перемирия. Продолжая войну, Черно гория не имеет в перспективе получить больше того, что ей теперь же можно обещать, и следовательно продолжала бы ее исключитель но из-за выгод своего союзника. Кроме того, Черногория рисковала бы идти вразрез с желанием Европы и потерять шансы, которые она теперь имеет, так как державы в отношении к ней придерживались
бы тогда status quo ante, как оно и было предложено Порте английскою нотою. Теперь, уверяли князя, самый выгодный момент, чтобы отде лить свое дело от сербского, а предлогом к тому, кроме вышеизло женных, мог бы служить недостаток в средствах, о котором они, ино странные агенты, имеют сведения
Князь возражал, им, что кроме выгод для Черногории, он так же, как и Сербия, имел в виду добиться улучшений участи христиан в Боснии и Герцеговине, что Порта, предлагая перемирие, не гаран тирует этого улучшения и что, отбросив всякие эгоистические при чины, война может возобновиться только по этому поводу, а ввиду этого, он не может отказаться от шансов, какие представляет для Черногории зимнее время. Князь прибавил, что этот вопрос для него, может быть, еще важнее, чем для Сербии, ибо вся почти Герцегови на находится на его земле и мир не может быть миром, пока это население не будет в состоянии с полною уверенностью на лучшую участь вернуться на родину.
653