Page 656 - index
P. 656

 Агенты уверяли, что мир с княжествами в понятиях Европы не может быть смешиваем с умиротворением восставших провинций и с улучшением их участи. В настаящую минуту Европа посредниче- стует для прекращения собственно войны, что считается самым на стоятельным вопросом минуты. Раз это препятствие к миру будет ус­ транено, улучшение быта христиан останется заботою исключитель но Европы, на которую княжества в этом случае сами же полагались, не будучи в состоянии с оружием в руках добиться своей цели. Мир с княжеством только может облегчить переговорые Европы с Тур- циею по этому предмету.
Что же касается до Черногории, озабоченной Герцеговиною, то это дело, агенты думали, можно устроить очень скоро: Герцеговина, безусловно, находится под влиянием князя и, помирившись с Пор тою, он может с нею же войти в соглашение и насчет восстановления Герцеговины соглашение практическая сторона которого может обой­ тись без особенны затруднений. Здесь не то, что в Боснии или Бол­ гарии, где ни на какое влияние нельзя опереться, чтобы уладить мно­ жество местных трудностей и вопросов.
Между прочим, князь заметил гг. Тёммелю и Дурандо, что дово­ ды их о выгоде для Черногории отделиться от Сербии основываются главным образом на предложении о согласии Порты и Европы увели­ чить Черногорию, предположении, высказанном г. Тёммелем уже не в первый раз. Но, сказал им князь, вы мне даете толко одни обеща­ ния, ничем не определяя их, и ни разу не сказали мне ничего поло­ жительного в этом отношении.
Гг. Тёммель и Дурандо начали настаивать тогда, чтобы князь определил свои условия, которые они с большою готовностью пере­ дадут своим правительствам. Они предполагали при этом, что прави­ тельства их будут очень рады открыть с Портою переговоры на осно­ вании условий, высказанных князем. Князь отказался от этого пред­ ложения, говоря, что он его высказал в виде отпора их аргументам; но агенты просили тогда позволения князя передать, по крайней ме­ ре, от его имени желание, чтобы правительства их позаботились зара­ нее определить условия мира с Черногориею, после чего князь уж должен был бы согласиться на свякое перемирие, хотя бы и на шесть месяцев. Князь мне сказал, что отказал им и в этом, прося их только передать, что он, хотя и не может сказать положительно, на чем он остановится, переговорив с Сербиею, но заранее предупреждает, что на столь длинное перемирие он считает невозможным согласить­ ся.
Агенты уже знали, что в противоположность турецким предло жениям, Россия и Сербия определяли именно шестинедельный срок перемирия. Г. Тёммель и г. Монзон, английский агент, видя, что не они могут уговорить князя резко отделиться от Сербии, просили его, чтобы он по крайней мере не определял перемирия шестинедельным сроком, а просто обратился бы к державам с просьбою о значитель­ ном сокращении срока, предложенного Портою. Таковой ответ кня­ зя доставил бы возможность найти „un moyen terme" и склонить Порту к соглашению крайностей, не обижая ее.
Таким образом агенты могли бы донести, что князь, желая ше­ стинедельного перемирия, не прочь бы был продлить его на два ме­
654




























































































   654   655   656   657   658