Page 625 - index
P. 625
несколько дней, когда в Болгарии двадцать тысяч женщин и детей перерезано главным образом потому, что в Европе не видели опа сности продолжать кокетничать с Турциею, а во-вторых, самое пере мирие, которого он так желает, станет неосуществимым, если Порте дадут возможность посредством интриги победить своих внутренних соперников. В надежде на этот исход она на перемирие не согласится, и таким образом, избегая маленького пролития крови, можно только напроситься на гораздо большее, ибо сказал я г. Тёммелю: „II faut résoudre la question de la paix non l’escamoter".
Я должен присовокупить при этом, что самое обещение графа Зичи от имени Порты, что турки воздержатся от наступательных дей ствий, не имело, кажется, твердого основания, ибо в то время, как черногорцы кормили гарнизон Медуна в продолжении трех дней, Мухтар-паша атаковал войска воеводы Вукотича и завладел двумя шанцами после очень кровопролитного боя.
Нельзя было сомневаться, что эта история была сделана для то го, чтобы фактически, но окольными путями, заставить князя Нико лая разъединиться с Сербиею, произвести этим смущение между славянами, негодование в Белграде и тем нравственно помоч сопро тивлению Порты на серьезный компромисс с Европой, то есть ско рей с нами.
Нельзя было упустить из виду и то обстоятельство, что деятель ность и посредничество для установления перемирия и условий мира велись всеми державами вместе и от имени их всех делались сооб щения, тут граф Андраши устраивал „а parte", не согласное с преды дущим ни по духу, ни по форме; таковые действия могли продол жаться и, вероятно, продолжатся; обстоятельства так запутаны, что всегда можно будет найти случай взять врасплох, по крайней мере здесь, князя Николая, не имеющего вокруг себя по случаю войны ни одного советника, а потому я решилися сообщить вашей светлости по телеграфу, что политика эта мне здесь, в Цетине, кажется дву смысленною.
В настоящее время предстоит формальное перемирие, для кото рого необходимо определение некоторых условий, для Черногории это сделать достаточно трудно так, чтобы ее военное положение со хранило свое status quo в случае, если бы война возобновилась. Г. Тёммель уже намекал мне, что о сущности этих условий он разгова ривал уже с князем и разговор этот передал графу Андраши. По его мнению, во время перемирия крепости Никшич и Медун, блокиро ванные черногорцами, должны быть снабжаемы провиантом и что князь не отрицает этого. Очень может быть, что это сообщено уже Порте под рукою, и что Порта поставит таковые условия, а с ними согласятся и державы; между тем, как они справедливы только на поверхностный взгляд, а в сущности крайне убыточны для Черно гории. Конечно, спорить уже будет некогда и князь, чтобы не рас строить перемирия, должен будет с ними согласиться, но желательно по крайней мере, чтобы венский кабинет, устраивая эти услуги Пор те, имел в виду, что это действительно услуги и что их надобно при нять в расчет, определяя судьбу Черногории после мира, а если он не состоится, то вознаградить Черногорию за стратегические ее по тери, позволив хотя бы провезти оружие и порох чрез Каттаро.
623