Page 528 - index
P. 528
Требине 25 сего месяца. Теперь в Герцеговине насчитывается 50 ба тальонов — и низама, и редифа, то есть около 22-х тысяч человек. Исключая 15 батальонов, расположенных в городах гарнизоном, Мух тар-паша располагает теперь 35-ю батальонами для нападения на Чер ногорию со стороны Герцеговины. Телеграммою из Требиня вчера известили, что он уже перешел границу и вступил в Грахово. На сколько это верно, еще хорошенько не известно.
Между тем считаю долгом донести вашему превосходительству, что вина грабежей по христианским домам падает не на одних только башибузуков, но и на регулярное войско. Из Фочи доходили до меня слухи, что, проходя чрез села и чрез самый этот город, оно не осо бенно щадило имение христиан. Вчера получил я секретное письмо из Коницы от тамошнего протоиерея, в котором он „под влиянием отчаяния" описывает в мрачных чертах состояние православного на родонаселения. „Бьют нас (турки), обирают и ни за что сажают в темницу. Войско, которое проходило чрез Коницу и села этого окру га, вместо того, чтобы защищать нас от наших притеснителей и зло деев, само грабило что попадалось под руку, не стесняясь ничем, даже пред глазами властей. Защищаться же мы не смеем. Многие из нас за эту смелость поплатились дорого, и теперь еще лежат в постели от побоев и пр., и пр." Имею честь представить при сем самое письмо в подлиннике.
В Мостаре, где находится сам губернатор и высшая военная власть, войско, правда, не отнимало скот у жителей, но не щадило их виноградники. Местные мусульмане указывали солдатам именно виноградники христиан на разграбление. Сии последние жаловались было валии, но он постарался указать им даже неуместность их жа лобы, говоря, что они должны были бы пожертвовать большим для войска, чем их виноград... В успехе своей речи к депутации вали похвастался даже консулу австрийскому.
Не говоря уже о том, что не только солдаты, но и офицеры за частую брали по лавкам разные предметы без уплаты стоимости, счи таю долгом утверждать, что они сами продавали здесь женские наря ды болгарок и сербиянок. Я сам видел, как один солдат продал ту земному мусульманину богато расшитую золотом женскую одежду, по всей вероятности, болгарки. На вопрос, откуда он взял эту вещь, отвечал, что он купил ее у одного арнаутина в Сенице. Конечно, тот же ответ дали бы и его товарищи, продававшие здесь подобные ве щи. Значит, нет доказательств против самих солдат, сказал бы вали ...
Так он сказал мне однажды, когда я ему говорил о взяточни честве председателя криминального суда — темизи-дивана. „Правда, и я сам слышу, что этот рейс (председатель) не чист на руку; но нет доказательств, — воскликнул Али-паша. Впрочем, нужно сменить его, прибавил он, потому что недостаточно способен к должности пред седателя, и уже написал просьбу о его смене".
Взяточничество председателя криминального суда не подлежит сомнению. Давшие ему взятку, чтобы избавиться из тюремного заклю чения, не имеют никакой пользы для себя открыть власти, что они посредством взятки спасаются от законного наказания за то или дру гое преступление. Я знаю одного мусульманина, освободившегося не давно от тюрьмы за павшее на него подозрение и засвидетельство
526