Page 195 - index
P. 195
Я осмелюсь здесь представить результаты переговоров, начав шихся в Рагузе с турками и окончившихся в Суторино с инсугрен- тами.
Как вашему превосходительству уже известно, турки отказались дать положительные гарантии в том, что положившие оружие и воз вратившиеся семейства найдут порядок, а главное не умрут с голоду.
Восставшие просят этих гарантий, справедливо замечая, что ина че нет физической возможности вернуться на родину.
Содержание ноты графа Андраши, будущие реформы, конечно, отодвигаются таким образом на дальний план; вопрос поставлен о практическом способе прекращения борьбы, но так как до сих пор этот практический вопрос нимало не разрешен, то все дело, мне ка жется, находится в положении status quo ante.
Не берусь предсказывать, разрешит ли дипломатия эту труд ную практическую задачу, но не могу думать, смотря на местные обстоятельства, что пока эта задача будет разрешаться, бежавшие останутся васставшими, и смуты, борьба и кровопролитие будут про должаться, турецкий фанатизм и беспорядок в управлении будут уве личиваться, отдаляя все более и более возможность дойти до тако го положения дел в этих странах, которое бы позволило сделать хоть первый шаг на пути реформ, заключающихся в принципах ноты графа Андраши. Теперь, когда генерал Родич кончил здесь свою мис сию и возвратился в Зару, осмелюсь бросить критический взгляд на его здесь образ действий, не предрешая вопроса, принадлежит ли он лично генералу Родичу или австро-венгерскому кабинету. Из это го образа действий можно бы заключить, что генерал Родич, заранее зная, что практического ничего сделать нельзя, вел переговры как бы для очистки совести, меры строгости к восстанию были в том же роде: арестовали Любибратича и затем 86 человек из отрядов на се вере Наренты, об этом много писали, но это не мешает восстанию в Крайне и Дивно принимать более широкие размеры. Много стоило, чтобы добиться возможности свидания генерала Родича со всеми вождями Герцеговины. Но в чем состояло это свидание — в два дня генерал Родич употребил на него один час. Кроме общих слов гене рал Родич ничего не сказал восставшим. Порицая (!) прокламации Али- -паши и Вассы-эфенди, считая их вредными документами, обнаружи вающими всю несостоятельность турецких обещаний, генерал Родич избрал себе точкою отправления для своего обращения к восставшим. Правда, он говорил, что Европа обещает наблюдать за тем, что бу дут делать в Герцеговине, но самый этот аргумент должен был за ставить восставших думать, что таковое наблюдение Европы на прак тике ничего не значит, ибо тут же генерал Родич опираетса на про кламацию, так же взятую под покровительство по крайней мере Ав стро-Венгрии, которя доказывает, к какому результату на практи
ке приводит это наблюдение. Генерал Родич говорил: положите ору жие и возвратитесь по домам, в противном случае вы лишитесь амни стии и милостей Порты, выхлопотанных Австриек», срок же для ам- нестии дан 4-недельный, с 12/24 марта, а говорил это генерал Родич 25 марта/6 априля. Сам генерал Родич и восставшие при этом были твердо убеждены, что послушаться этой угрозы невозможно, поло жить оружие нельзя, ибо порядка нет, а возвратиться и того меньше,
13 Русија и босанско-херцеговачки устанак И 193