Page 137 - index
P. 137

 circonspection les négociations avec la Serbie. Le Baron Rodié m’a dit aussi sous la sceau de secret (j’ailais oublier de vous en faire part) que le Pce de Wrede venait de télégrafier au comte Andrâssy qu’une révole avait éclaté à Kragouiévatz, que la municipalité avait été chassée et que le drapeau rouge hissé sur la préfecture de la république proclamée. Tout en priant de garder ceci pour Vous, je ne puis m’empêcher de penser que S(on) E(xceilence) voulut, en exagérant les événements qui ont pu se passer à Kraguevac (reč ispisana éirilicom u francuskom tekstu) me faire voir la Serbie encore plus décousue qu’elle ne l’est.
Juste au moment de partir il rencontre mon beau père sur la place et en l’abordant il lui dit tout bas:берегитесь воевода — Сербия вас обманеть. Барон приехал весьма довольный что он сам сказал. Excusez moi d’être si long, c’est pour la première fois. Je tiens absolument vous faire savoir exactement tout ce que je fais avec les étrangers pour m’évi­ ter le reproche que Vous m’aviez faite (sic!) une fois, à savoir que nous voulons faire prendre à ces bettes (sic!) de russes les vessies pour des lanternes. Vous voilà bien convaincu maintenant, je l'espère par les dé­ tails que je Vous donne aujourd’hui que je ne vous cache absolument rien.
Воздерживаясь от комментариев на счет сообщенного мне кня­ зем, ибо это сообщение так полно, что говорит само за себя, я счи­ таю долгом представить здесь только некоторые соображения об от­ ношениях князя к Сербии, о которых был разговор и с Родичем.
Князь в этом случае поставлен между двух огней, даже можно сказать — между трех, и ему нужна большая ловкость, чтобы выйти из этого положения с сохранением собственного достоинства, а глав­ ное свободы действий.
Пока мы говорим князю, что соглашение с Сербиею, целью ко­ торого была бы непременно война с Турциею, князь может прини­ мать это как искреннее, дружеское заявление и быть с нами откро­ венным, но пред австро-венгерским сановником он должен, так ска­ зать, не выдавать сербского дела и выказывать внутренней его сла­ бости.
Тут, с одной стороны, он не может отказаться от тесно дру­ жеских отношений к Австрии, с другой, он не может прервать вся­ кую общность интересов с Сербиею, что прямо идет в разрез инте­ ресам Австрии, а с третьей, ему нужно лавировать так между этих двух крайних пределов, чтобы не выказать и большой преданности австрийским желаниям и разрыва с сербскими интересами, ибо и то, и другое подорвало бы значительно его авторитет не только вне Черногории, но и внутри ее.
Предполагать, чтобы от явного разрыва с Сербиею, если бы им окончилась командировка Ранко Алимпича, могла произойти демо­ рализация восставших, а за нею и мир, было бы совершенно напрасно, ибо от деморализации до покорности еще далеко, а чтобы можно было инсургентам покориться и водвориться на своих местах, необхо­ димо устранение огромного числа просто даже материальных пре­ пятствий.
Князь сообщил мне впоследствии, что Ранко уезжает из Це­ тине 28 февраля нашего стиля. Что он заключил с ним окончатель­
135


























































































   135   136   137   138   139