Page 665 - index
P. 665
отстаивать упорно передовых позиций на Расиной-главе и Высочице, так как они находятся под артиллерийским огнем даже из кул и не представляют особых выгод для обороны, а втянув турок в долину, ударить им во фланг и в тыл.
Для полноты позволю себе припомнить (рапорт No 5), что чер ногорцам критическое положение Медуна было в то время уже очень хорошо известно. В течение перемирия они выдали гарнизону про виант на 10 дней, а 24 сентября, по ходатайству графа Андраши, князь приказал произвести отпуск еще на 3 дня, т.е. по 28 число.
До 27 числа турки ничего не предприняли. 27-го, в 7 часов утра, Дервиш-паша собрал на левом берегу Зеты все силы, оставив на Сто- логлаве лишь несколько батальонов. Первоначально был открыт огонь из крепости, всех кул и батарей, построенных впереди кулы Девдемесче, а вслед затем турки быстро двинулись на Высочицу и, не встретив почти никакого сопротивления, овладели этой горой. Заняв Высочицу, они тотчас же, по своему обыкновению, стали стро ить на вершине горы и по ее склонам укрепления, в виде каменных стенок, так как все горы в этой местности сплошные скалы, едва кое-где прикрытые растительным слоем. В то же время войска, рас положенные впереди и по сторонам Высочицы, поддерживали вместе с артиллерией неумолкаемый и сильный огонь. В кого именно он был направлен — сказать трудно. Турки не щадят своих патронов даже и в тех случаях, когда никого не видят. До какой степени стрель ба была бесцельна — видно из того что у черногорцев, занимавших весьма слабо Великий и Малый Малят, вся потеря, в течение целого дня, ограничалась десятком убитых и раненых.
На следующий день, несмотря на запрещение князя, воевода Илья Пламенац, распоряжавшийся на месте боя, решил противо поставить туркам некоторое сопротивление: никто не сомневался, что неприятель будет продолжать наступление, ибо гора В. Малят, по чти одинаковой высоты с Высочицею, лежит непосредственно впере ди последней и закрывает собою дальнейший путь в долину. Туркам можно было ее взять в тот же день; если они этого не сделали, то только вследствие избытка осторожности и привычки укрепляться на всяком пройденном ими вперед шагу. По распоряжению воеводы 2 1/2 батальона заняли В. Малят, а один батальон расположился ле вее их, вдоль горного отрога, идущего от Чельи к В. Маляту.
Действительно, ожидания оправдались. 28 числа, на рассвете, ко гда долина была еще подернута туманом, так что черногорцы на В. Маляте едва могли различать то, что делается внизу, густые массы турок, не соблюдая никакого порядка, стали наступать как с Высо чицы, так и правее и левее ее. Впереди шли башибузуки и, поджи гая стога сена и скирды кукурузы, еще более способствовали укры тию турецких войск. Но самим туркам дым, по-видимому, нисколько не мешал. На Малят был направлен жесточайший пушечный и ру жейный огонь, на который черногорцы хотя и отвечали, но гораздо слабее. Воевода Пламенац сам все время ходил по цепи, заставляя людей прятаться за камнями и стрелять только тогда, когда они что- нибудь видят. Но так как турки шли массою, черногорцы же были рассеяны и укрыты, то огонь последних был несравненно действи тельнее турецкого. Два раза турецкое войско останавливалось, а раз
663