Page 565 - index
P. 565
бы вовлечь его в долину и затем одновременно напасть на оба его фланга и тыл. В то же время было сделано на всякий случай распо ряжение, чтобы все раненые, находившиеся в даниловградском по ходном лазарете, были немедленно отправлены в Цетине, а предста вителям иностранных держав при главной квартире, в видах боль шей свободе действий последней, предложено переселиться в с. Ко- мани на пути в Цетине. При князе остались австрийский уполномо ченный подполк. Тёмель и я; в главной квартире было заметно весьма напряженное настроение.
Но в это время начались сильнейшие дожди и грозы, подолжав- шиеся почти без перерыва 6 дней; реки поднялись на несколько ар шин, образовались новые стремительные потоки и обширные болота. Под влиянием ли скверной погоды, от которой турецкие солдаты стра дают больше, чем выносливые, привычные черногорцы, или потому, что движение на Спуж было только демонстрацией, но Дервиш-паша отправит из-под Служа больше половины войск обратно в Подгори цу, оставив на позиции от 12 до 15 батальонов. В то же време увели с левого берега часть своих батаьонов и черногорцы. Как бы же лая восполнить недостающие войска, турки стали особенно усердно стрелять из всех фортов. Эта бесцельная пальба, продолжавшаяся весь вечер 1 сентября, была возабновлена с особою силою 2-го с 12 ч. утра. Около 2 часов из передовой позиции турок на Стологлаве вышло 2 батальона низама и направилось на с. Расину-Главу (к юго- -востоку от Новосело), занятое сотнею черногорцев Воевода Радо- нич, начальствующий в Загораче, тотчас же послал в подкрепление две сотни: одна вошла в боевую линию, другая осталась в резерве. Разместившись за домами, черногорцы стреляла мало; у турок же, находившихся от них в расстоянии 300 — 400 шагов, по опушке леса, жестокий огонь не прекращалася в течение 2 часов, т.е. до 4. Артил лерия фортов и 4 орудия полевой все время поддерживали пехот. Результат, однако, получился необычайно ничтожный, которому бы я не поверил, если бы не был личным свиделем этого дела. Постре лявши издалека, турки ушли, а у черногорцев оказался всего один раненый. Даже деревня не была зажжена турецкими снарядами. Заме чу, что значительная часть турецких снарядов вовсе не разрывается и что выстрелы направляются как бы наудачу, куда попало.
В отмщение за то, что их беспокоят днем, черногорцы не дают туркам покоя ночью. Целью этих экспедиций, совершаемых обыкно венно без ведома начальства, служат большею частью турец кие лошади. Их уводят каждую ночь по десятку и больше из средины лагеря. 3-го ночью один черногорец, желая пакать удаль, прабрался к турецким палаткам, вытащил из одой большое знамя и, севши на турецкого коня, благополучно возвратился восвояси. Подобные факты доказывают, с какою небрежностью исполняется турками стороже вая служба. Иногда ночные экспедиции назначаются по распоряже нию воевод: два, три десятка людей приближаются с разных сторон к турецкому лагерю, выбирают удобные камни, ложатся за ними и пускают несколько выстрелов. В ответ на это турки открывают мгно венно жестокую пальбу; но лишь только она начнет смолкать, как черногорцы переползают на новое место и снова повторяют свою про делку. Потери у черногорцев случаются при этом весьма редко. Дол-
36» 563