Page 353 - index
P. 353
хришћанима. Из Цариграда je стигло обавјештење да отомански ка бинет признаје сва ранија обећања дата устаницима, па ће вјероват- но Али-паша бити принуђен да упути још једну прокламацију.
4 июня 1876 года
Имею честь представить при сем на усмотрение вашего прево сходительства новую прокламацию, изданную здесь Али-пашою 29 минувшего мая, в которой, объявляя восставшим христианам во имя султана амнистию, дает им шестонедельный срок для возвращения на родину.
На этот раз турки, как видно, не сочли нужным обещать что-ли бо христианам, что обещалось в предыдущих прокламациях. Если ин сургенты не возвратились прежде, когда им турки обещали возобно вление церквей и домов, сулили им пропитание их в течение целого года и освобождение от податей на известное время, то тем менее они возымеют охоту подчиняться туркам теперь, когда сии последние обещают им только снисхождение выслушивать их жалобы и прось бы.
Повстанцы не выкажут поползновения возвратиться в свои по горелые очаги уже потому самому, что хорошо знают, с какими чи новниками они будут иметь дело, которым предписано выслушивать их жалобы. Вместо того, чтобы переменить прежних каймакамов на лучших, более или менее известных за таковых христианскому на
родонаселению (!), здешнее турецкое правительство заместило прежних дурных еще худшими. Почти одновременно с опубликованием настоя щей прокламации, Али-паша назначил в разные места каймакамами таких людей, которые известны всему здешнему свету за ярых фана тиков и даже главных виновников настоящего восстания, — именно таких людей, против которых инсургенты имеют более всего жалоб и против которых высказывали свои жалобы консулам-делегатам. Так, Сулейман-бей и Дауд-бей, известные невесиньцам своими злодеяния ми и притеснениями, назначены теперь каймакамами: первый в г. Почитель, а другой в Коницу. Измаил-ага Шарнч не уступавший неве- синьским бегам в своих притеснениях против христиан в столацком округе назначен каймакамом в город Фочу. Ризван-бегович, тоже жи тель Столаца, известный здесь за отъявленного врага христиан, из бран валием в президенты главного трибунала гацкаго мютесарифли- ка.
Таковыя назначения произвели здесь на христиан самое грустное впечатление. Даже мусульмане, которые любят жить в мире с хри стианами осуждают поступок Али-паши, избравшего помянутые лич ности в чиновники, с которыми христианам не жилось, когда они были частными людьми. Если у повстанцев и было такое-сякое дове рие и надежда на улучшение их быта при чиновниках более чест ных и лучших, то теперь окончательно потеряют они это доверие и надежду.
И Васса-эфенди своим поведением не располагает повстанцев и не повстанцев в свою пользу(!). Пользуясь своим положением, он до ставил здесь выгодные места своим родичам и знакомым из Скутари.
351