Page 211 - index
P. 211
поземельной собственности и лишены права покупать недвижимую собственность. Али-паша намерен опубликовать эти сведения в здеш ней газете „Наретва".
12-дневный срок так называемого перемирия между Родичем и Мухтар-пашою сегодня кончился. Вопреки ожиданиям турок, инсур генты не только покорились, но заявили еще свои условия sine qua non. И Никитич остался без провизии. Мухтар-паша сам должен до ставлять ее туда. Для этой цели он завтра или на самый день пасхи отправится туда в видах найти путь свободным от инсургентов по случаю праздника.
Из слов Али-паши, с которым я вчера виделся, я заключил, что Мухтар-паша на возвратном пути из Никшича намерен пройти через Баняне и разорить там все. „Чтобы лишить инсургентов притона и гнезда, ему, то есть Мухтар-паше, необходимо это сделать." Быв ший у Али-паши с визитом и г. Холмс сочувственно отнесся к этому плану большего еще разорения страны. Он впрочем еще далее зашел в своем рассуждении о том как покончить с восстанием. Он говорил, что войска должны идти далее, внутрь Черногории, чтобы вырвать самый корень восстания. Приводил в пример восстание, бывшее в 1861 году, с которым же турки покончили скоро... благодаря тому, что ударили на Черногорию с двух сторон... Как ни странно было воинственное рассуждение г. Холмса, который подчас сам не знает, что говорит, но Али-паша соглашался с его мнением. „Нам, право, кажется ничего более не остается, как двинуться на Черногорию", сказал он. „Черногория, продолжил он, на днях явно нарушила свой нейтралитет. Я получил вчера от начальника в Новом Назаре рапорт, в котором уведомляет, что черногорцы напали открыто на жителей Колашина". На вопрос, как это случилось и по какому поводу, он ответил, что черногорцы отрубили одному турку голову в лесу. Ко- лашинцы, узнав об этом, напали на тех черногорцев с целью отомстить им за своего собрата, но нашли отпор в пограничных черногорцах". Так как Али-паша уже воспользовался этим случаем, не имеющим большого значения, чтобы доказать Порте о явном будто нарушении Черногориею нейтралитета, я уклонился от объяснений с ним, а равно и моим коллегою об этом вопросе, зная наперед, что не страшен во инственный азарт г. Холмса и самого Али-паши для Черногории.
Коснувшись вопроса о мерах, которые приняты для прокормле ния эмигрантов в случае их возвращения на родину, Али-паша отве чал мне, что он на днях отправил в невесиньский уезд 80 тысяч ок ячменя и 30 тысяч ок разного хлебного зерна, что по его настоянию выслано будет из Адрианополя до 3 миллионов ок хлебного зерна. „Этого вполне будет достаточно, сказал он, чтобы прокормить 45 тысяч душ в течение четырех месяцев". По его расчету всех инсур гентов и эмигрантов не более 42 тысяч, если же цифру 45 тысяч вы ставил он в Порту, то единственно потому, чтобы иметь в излишке хлеба, чем в недостатке. Притом же при перегрузке кулей и при пе ревозке всегда может случиться какая-нибудь потеря.
АВПР, ПК-2408.
14 Русија и босанско-херцеговачки устанак TI
209