Page 659 - index
P. 659
ность всегда держать свои войска в поле и способными к бою. Это составляет капитальный вопрос, не дающий князю возможности со вершенно правильно вести свое дело. Иностранцы знают это поло жение и нет сомнения, что несмотря на последние, очень ясные заяв ления князя, что он не желает разорвать союза с Сербией, попытки в этом смысле будут повторяться, пока для них будет существовать основание. Я не могу предположить, что эти попытки составляют при надлежность дипломатической методы моего австро-венгерского кол леги; целый ряд фактов доказывает, что он в этом случае действует в силу инструкций, целый ряд телеграмм графа Андраши заключает обещания устроить дело Черногории, причем намекается на помощь именно Англии. В изложенных мною в донесении от 2/14 октября переговорах о снабжении Медуна нельзя также не усмотреть, что такой образ действий со стороны Австро-Венгрии, может быть, уже составлял предмет переговоров и согласия с Турциею и составляет уже комбинацию. Конечно, чем далее будет тянуться дело, тем более Черногория будет ставиться в щекотливое положение. Прямо пред ложить князю изменить союзу даже за территориальную уступку, бу дет, конечно, бесполезно даже и при настоящих обстоятельствах; но косвенных путей очень много, чтобы запутывать и стеснять свободу действий князя или компрометировать его, и от этого, я уверен, не откажутся без особенно важных соображений.
Вопрос этот может иметь довольно важные последствия: осво бодясь от Черногории, Турция не только избавится нравственно от единства действий своих противников, но будет в состоянии распо лагать на другом поле битвы почти пятидесятитысячным корпусом. Одно только может разуверить наблюдателя этой игры, что сама Тур ция, даже при ясно сознанных планах, не в состоянии на что-либо решиться и, может быть, и в этом случае она также думает играть с нашими соперниками на Востоке, как и с ними.
Я осмелился представить вашей светлости в моем донесении от дипломатических случайностей, оказавши ей серьезную помощь на всякий случай. Мне известно, что обещание невмешательства противо речило бы такому действию с нашей стороны; но, с другой стороны, обещая частное невмешательство и ожидая разрешения вопроса от согласия всей Европы, мы также, может быть, желали решить во
прос разом на всех пунктах, предполагая таковое же желание и в Европе как единственное условие, могущее обеспечить мир и сохра нить достоинство всех. Но мы, вероятно, не предполагали возможно сти, что соглашаясь на таких основаниях с Европою, мы встретились с разными ,,â parte" имеющими целью раздробить, разрознить во прос, может быть, таким образом обойти его и замять, оставя самую тяжелую его часть на нашем попечении: Сербию с десятью тысячами русских в ней и Болгарию,беспомощно распростертую под ногами черкесов.
В таком положении для Черногории союз с Сербиею не состав ляет риска воевать дальше вместе с нею, но скорей риск остаться бездействующим членом этого союза и быть побежденной не турками, а невозможностью воеват с ними.
Я думаю, что черногорцам будет слишком тяжело таковое по ложение, но что отдельного мира все-таки князь не зключит помимо
42 Русија и босанско-херцеговачки устанак П 657