Page 393 - index
P. 393
Чрез несколько дней обрисуется, нет сомнения, то положение, которое примут пограничные боснийские христиане относительно начавшейся борьбы. Если они и сознают, с одной стороны, что Сер бия и Черногория вступили в нее во имя племенных, религиозных и исторических связей с ними, если они сильно верят, что эти два княжества призваны ходом самих событий разрубить славянский гордиев узел, то с другой стороны, я думаю, что они, обезоруженные и среди многочисленного войска, подождут до принятия окончатель ного решения, первых результатов войны.
Вдоль границы западной и северо-восточной восстание продол жается и будет продолжаться, вероятно, хотя не с большей силою, но по-прежнему. По-прежнему христианам не одолеть малочисленные отряды регулярных войск и башибузуков, если не будет пришлых элементов, хорошо организованных и в достаточном количестве. Сре дина Боснии останется спокойною, как она оставалась до сих пор, несмотря на удаление к границам большей части бегов, аг и прочих магометан, идущих спасать свою веру, свои земли и свои привилегии. Живущие в сердце Боснии христиане, как, например, в Сараеве и его окружьях, хорошо понимают, что они погибнут, если примут участие в войне. Пропаганда на окраинах производит сильное действие. Ей поддается всякий, ожидающий своей свободы или улучшения и пе реустройства условий своей жизни. Там надежною и верою в успех проникается дух каждого страдальца, ибо вблизи него стоит та опор ная точка, откуда его готовят к борьбе; тогда как здесь полнейшее сознание своего рабства и уверенность при первом движении быть разрубленным в куски. Там 150 000 переселенцев, наполнивших по граничную территорию, здесь 150 000 трупов, которые покрыли бы землю. Вот, поэтому то можно смело сказать, что срединные хри стиане останутся спокойными зрителями борьбы и только тогда пре вратятся в действующих людей, когда турецкая сила будет сломлена повсюду на окраинах и когда чужеземное войско дойдет до центра их области.
Боснийские магометане, как я уже сказал, довольны войной с Сербиею. О Черногории они не заботятся. Черногория отдается на истребление храбрым албанцам или менее храбрым герцеговинцам. Жители голых скал должны бороться с обитателями таких же го лых скал. Четыре тысячи арнаутов, посланные в Герцеговину, поза видую своим сотоварищам, которым предложат вторгнуться в пре делы Сербии. Там голая скала, здесь зеленая нива; там два-три до ма, отстоящие на далеком друг от друга расстоянии, здесь большие города и села; там бедность, здесь относительная зажиточность.
Британский сотоварищ мой ликует, как будто не Турция, а Анг лия вступила в борьбу с соседями Боснии и Герцеговины. Получив письмо от военного агента, состоящего при венском посольстве, ко торый сообщил ему, что силы Сербии ничтожны и что генерал Черня ев подал записку князю Милану о невозможности борьбы, он при шел в вострог от первых турецких бюллетеней и видит уже Сербию раздавленную, сожженную и истребленную. Австро-венгерский ге неральный консул, проживший в Белграде около 16 лет, выражает мнение, что Сербия поставила на карту свое существование и что турецкая козырная война убьет сербского туза. Он сожалеет о
391