Page 199 - index
P. 199
крайность их заставит только для пропитания нападать на турок. Турки же между тем как бы игнорируют бежавших в Черногорию христиан. Еще они переговариваются с Австриек», привозят кой ка кой хлеб в далматинские порты, чтобы доставить возможность хотя части беглецов в Далмации возвратиться восвояси, чтобы задобрить Австрию и общественное мнение Европы. Здесь это на виду, а обще ственное это мнение далее театрального представления обыкновенно ничего не видит. Положение же этого дела в отношении к Черного рии Турция игнорирует. Али-паша мне говорил, что по его расчету (по статистическим данным, как он выразился по-европейски) в Чер ногории бежавших от пяти до шести тысяч всего. Турки, может быть, принуждены игнорировать это положение, ибо если их средств мо жет доставать, чтобы сделать что-нибудь около морского берега, то решительно их нет, чтобы снабдить провиантом округа Никшича, Гацко, Дабра, Столца и т.д. Од этого положение становится только ужаснее. Усмирив даже восстание, ей снова придется поднять голос и рисковать опять войною, чтобы заставить себя услышать.
Имею честь препроводить при сем полученное мною письмо от сенатора С. Радонича ... иностранной перепиской. Вы изволите уви деть из него, каковы убеждения князя. Но как сделать этот мир? В настоящую минуту нельзя. Может быть, это можно будет при осу ществлении практических требований, переданных в Суторино, но это дело времени, а турки почти на границе. Я боюсь, чтобы политика князя, находящегося в отчаянном положении, не внушила мысли о безнадежности.
Все это было чрезвычайно трудно, если бы даже черногорцы не были черногорцами. При настоящем возбуждении умов и в ав стрийских владениях, нравственного действия мало, случай в Ризано с турецким провиантом это достаточно доказывает и австрийские власти к нему отнеслись очень равнодушно, но к несчастью само поло жение умов в Черногории становится опасным. Князь еще думает, что нравственное обаяние и власть его на умы еще очень сильны, но я боюсь, не ошибается ли он. Безусловно, конечно, уже он власти этой употребить не может. Я имею сведения, и они положительно усиливаются, что озлобление в Черногории весьма значительно, хотя и не переходит за пределы уважения к князю. Старания изолировать Черногорию, отнять уже собственно всякую надежду на улучшение ее собственной участи, раздражают народ и, вместо того, чтобы отделить черногорское дело от герцеговинского, сливают скорее их в одно.
АВПР, ГА-749.
114.
ИЗВЈЕШТАЈ ЈАСТРЕБОВА ГИРСУ
За вријеме боравка у Дубровнику, Али-паша, преко аустријских агената, протурио прокламацију о амнестији. На интервенцију баро на Родића прекинути су оружани сукоби и воде се преговори да ус- таници предају оружје и врате породице из Далмације и Црне Горе. Турци користе примирје и снабдијевају Никшић храном. Образована je комисија за спровођење реформи од два муслимана и два хришћа- нина.
197